Вторник, 23.04.2024, 12:02
Персональный сайт учителя информатики Абдуллиной Люции
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная Каталог статей Регистрация Вход
Меню сайта

Категории раздела
Интересные статьи [11]

Наш опрос
Как Вы относитесь к ЕГЭ?
Всего ответов: 255

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Праздники
Праздники России

Погода

Главная » Статьи » Интересные статьи

Перспективы применения компьютерной техники в образовании
  Количество компьютеров в школах быстро увеличивается, однако пока не выработано каких-либо общих принципов их эффективного использования на уроках. Представляется, что надежды на «революционное» преобразование и принципиальное изменение всей системы школьного образования с помощью компьютерных технологий сильно преувеличены. Для основной массы учащихся центральной фигурой в учебном процессе был, есть и всегда будет учитель, и его не сможет заменить никакая автоматизированная и, тем более, дистанционная система обучения.
При объяснении нового материала на уроке компьютерные технологии могут лишь служить помощниками учителей, и именно из этого нужно исходить при их разработке. Например, нет смысла закладывать в компьютерные программы, видеокурсы, презентации, используемые для объяснения нового материала во время урока, текстовые блоки, простые рисунки, таблицы, формулы, которые учитель может изложить устно и изобразить на интерактивной или простой классной доске с помощью маркера или мела. От этого больше пользы, т.к. учитель последовательно излагает материал, воспроизводит рисунок, заполняет таблицу, выводит формулу на доске постепенно, объясняя каждый этап, анализируя и учитывая степень его усвоения учениками, т.е. можно утверждать, что процесс объяснения нового материала учителем является динамическим.
    Если тот же материал поместить, например, в презентацию, то блоки текста, рисунки, таблицы и формулы появляются на экране целиком, изложение теряет последовательность и становится статическим, что ухудшает понимание учебного материала учениками. Никакой компьютерный видеокурс не может достичь той же степени интерактивности, которая существует между учителем и учениками во время урока. Живая речь учителя понятнее ученикам, чем академичное, подчас излишне наукообразное изложение учебного материала в любом компьютерном курсе, как и в любом учебнике. 
В то же время компьютерные технологии при объяснении урока могут быть очень полезными при показе сложных рисунков и фотографий, и, особенно, процессов в движении, в динамике, т.е. всего того, чего нельзя изобразить на доске. В этом плане очень ценными являются наборы электронных наглядных пособий, в которых представлены анимации и видеофрагменты, иллюстрирующие излагаемый на уроке материал. Очень полезными для учебного процесса могут быть обращения учеников к ресурсам интернета, например, в виде создания проектов или рефератов по темам, заданным учителем или выбранным самостоятельно, в виде участия в конкурсах и олимпиадах. Но это также может иметь только вспомогательное значение и не может заменить последовательного изучения учебного материала на уроках под руководством учителя.
Всё сказанное выше относится к основной массе обычных школьников. Разумеется, интересы и возможности одарённых детей значительно шире, и они могут в большей степени использовать компьютерные технологии – и видеокурсы, и дистанционное обучение через интернет, участие в конкурсах и олимпиадах высокого уровня. Но и здесь помощь и руководство опытного учителя необходимы.
Существует сфера учебной деятельности на уроке, в которой компьютерные технологии могут и должны применяться очень широко. Это контроль усвоения учениками учебного материала. В настоящее время стало очевидным, что тестирование является наиболее приемлемой формой проверки знаний учеников, и оно широко применяется в школах в виде тестов, распечатанных на бумаге. Но такой метод "бумажного" тестирования имеет определённые недостатки. Если даже оставить в стороне трудности распечатки тестов к каждому уроку и их проверки учителем, то можно отметить, что в процессе тестирования в этом случае бумага, что называется, всё терпит, ученик узнаёт о том, правильно ли он ответил, только на следующий день или через несколько дней.
Электронное тестирование с помощью электронного репетитора имеет перед "бумажным" преимущество в интерактивности: ученик сразу же узнаёт, что его ответ неправильный, и получает пояснение, которое разбито на два. Первое пояснение лишь напоминает теорию вопроса, а второе показывает путь решения и приводит примеры, но также не решает данной задачи и не даёт прямого ответа на вопрос. Т.о. при тестировании происходит не только проверка знаний, но и обучение. Ещё одно преимущество - оценка знаний выполняется электронным репетитором, что облегчает труд учителя и экономит его время (более подробно принципы создания электронных репетиторов приведены на странице "Электронные репетиторы" данного сайта).
В настоящее время работа на электронных репетиторах возможна только в компьютерных классах. Однако в недалёком будущем компьютеры появятся у каждого ученика. Возможно, это будут планшетные компьютеры (что-то вроде IPad), которые ученики будут носить с собой. В них будут закачаны все учебники, туда же можно закачать и электронные репетиторы, созданные на описанных принципах.
Электронные репетиторы можно использовать и для выполнения домашних заданий. Репетитор закачивается на домашний компьютер в начале учебного года, учитель задаёт на дом определённые вопросы из репетитора, результаты выполнения домашней работы передаются в школу по электронной почте, и учитель имеет возможность проанализировать выполнение домашнего задания ещё до урока. Технически такая задача выполнима уже сегодня, т.к. большинство учеников имеют домашние компьютеры и выход в интернет.
В настоящее время многие учителя накопили банки тестовых заданий по своему предмету и хотели бы иметь электронный репетитор на основе собственных заданий. Поэтому необходимо предоставить в распоряжение учителей такую компьютерную программу-оболочку, которая позволяла бы создать электронный репетитор по любому предмету, закачав туда вопросы, ответы и пояснения, но при этом не требовала бы знания современных методов программирования. Создание такой программы является одной из важных задач школьного, и не только, образования в ближайшем будущем.
В заключение несколько слов о ЕГЭ. Любое тестирование, в том числе и ЕГЭ, имеет перед экзаменами в традиционной форме существенные преимущества:
1) уход от зубрёжки, В тестах нет прямых "лобовых" вопросов, а каждый из них требует понимания материала,
2) уход от "лотерейности". При тестировании нет понятия "счастливый" или "несчастливый" билет,
3) результаты ЕГЭ при независимой комиссии более объективны, чем при внутришкольных или внувузовских экзаменах.
4) ученики более ответственно относятся к изучению тех предметов, по которым они будут сдавать ЕГЭ.
Вывод: нужно развивать и поддерживать ЕГЭ, а не пытаться его опорочить или найти лазейки для его обхода.
Категория: Интересные статьи | Добавил: informatik (05.01.2011)
Просмотров: 1490 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа

Поиск

Время

Друзья сайта
  • Сайт МБОУ СОШ с. Никифарово
  • Альшеевский отдел образования
  • Очень полезно
  • Министерство образования Республики Башкортостан
  • Успешная подготовка к ЕГЭ
  • Видеоуроки по информатике
  • Сайт Абдуллиной Йолдоз -Детский портал "Радуга"
  • Сайт, созданный моими учениками "Любовь и дружба"
  • Сайт моих учеников "Село Никифарово"
  • Сайт Рафикова Рустама про футбол
  • Сайт учащихся 11 класса
  • Сайт учащихся 8 класса
  • Каталог полезных книг
  • Чай для здоровья
  • Электронный учебник по экологии
  • Сайт учащихся 10 класса

  • Учительский портал
    Личный сайт Абдуллиной Л.Т. © 2024